Бесценный дар - иметь крепкое здоровье, мы поможем его сохранить!

                                                   Богиня                                                       Салюта — богиня здоровья, благополучия и процветания

 

 

 

 

Главная \ Новые правила и методы в воспитании детей

Новые правила и методы в воспитании детей

Нина Добрынченко
Мир стремительно меняется, и то, чем еще вчера наши мамы лечили нас, сегодня уже не подходит для наших детей. Поэтому так важно иметь возможность обратиться к опытным врачам-профессионалам. 

Я желаю "Академии здоровья" и ее пациентам здоровья и удовольствия от жизни!

 Нина Добрынченко-Матусевич,
автор журнала "Домашний очаг"
Было - стало. Новые правила и методы в воспитании детей.

Глядя на сегодняшних молодых мам и пап и их детишек, отчетливо понимаешь, что система воспитания, образования и лечения детей наших мам кардинально отличается от того, что практикуем мы сейчас. С помощью экспертов и современных родителей разберемся - что именно изменилось и почему?

Современный аист.

Начнем с самого начала - с зачатия малыша. Если раньше считалось, что ребенок становится человеком, в лучшем случае, с года, а то и позже, то теперь считается мыслящим существо, приходящее к тебе уже в виде самого крошечного эмбриона.
Поэтому многие современные люди, собравшись обзаводиться потомством, тщательно готовятся к зачатию: кто-то держит пост или специальную диету, кто-то молится или едет в индийский ашрам, другие пары занимаются психологическими упражнениями для будущих родителей. В любом случае, считается вполне нормальным готовиться к будущей беременности.
Не менее важным считается и сам период беременности. Будущая мама - это уже не просто инкубатор для вынашивания младенца, а эмбрион - некое тельце, тупо растущее. Теперь считается, что ребенок внутри все понимает и чувствует. Мало того, его развитие и здоровье напрямую зависит от мыслей и действий будущей (хотя в этом контексте, скорее "настоящей", а не "будущей") мамы.
Поэтому вот уже добрый десяток лет пользуются успехом программы по внутриутробной педагогике и развитию младенца в период беременности мамы.
КОММЕНТАРИЙ  профессора Светланы Л. Островской, руководителя Семейного Центра Островской, автора метода подготовки к беременности, к вертикальным родам и ведения вертикальных родов, а также автор программы внутриутробная педагогика.
Эмоциональный и физический потенциал будущего поколения людей закладывается до беременности и в период внутриутробного развития ребенка1в. В связи с этим очень важно уделять внимание ребёнку пока он находится внутри утробы матери. Что же такое внутриутробная педагогика? Это образовательная и познавательная программа – родители получают знания о том, как  в  деталях  происходит  процесс  зарождения  новой  жизни  от  самого ее  начала  и  про  ее  поэтапное  развитие, как на разных этапах можно развивать и общаться с еще не рожденным ребёнком, как не навредить будущему человеку с самого момента его зачатия. Это программа развивающая и воспитательная. Специально разработанные внутриутробные игры создают основу для формирования контакта родителей с ребенком. Контакт мать-отец-ребенок начинается с внутриутробного периода, что дает прекрасное взаимопонимание всей семье, как в период ожидания малыша, так и после его рождения. Наступает сплочение семьи. Это развлекательная, весёлая программа, которая даёт эмоциональную разрядку и отдых всей семье, а самое главное погружает на несколько часов в неделю взрослых людей в мир детства. Все будущие мамы и папы, прошедшие курс внутриутробной педагогики в нашем Центре, видели прекрасные результаты – сами родители стали ближе друг к другу, лучше стали друг друга понимать, их детки родились и растут очень здоровыми, активными, хорошо развитыми, общительными.

Роды в воду, стоя, сидя и кесарево.

Наши мамы выбора не имели - всех везли в стандартный советский родильный дом, клали на кровать и заставляли рожать так или иначе. Не считалось ужасным надавить посильнее на живот роженицы, относиться к ней с не самым большим пиететом, разрезать - зашить и отправить в казенную палату, а малыша - в детскую под присмотр педиатра и нянечек. Считалось, что стерильность - наше все, грудь кормящим мамам мазали зеленкой, а младенцев держали в общественных пеленках и кормили из бутылки с рождения.
Теперь есть масса систем родовспоможения: от совместных родов с мужем в роддоме, до морских волн и домашней ванны. Сторонники домашних родов и так называемых "естественных" (например, вертикальных - когда маму не кладут, а как бы садят и эта поза считается более нормальной для роженицы) рассказывают ужасы про родильные дома и извергов-врачей, которые по ходу дела вкалывают и маме, и малышу кучу ненужной химии. В свою очередь, те, кто "за" больничные палаты, стращают высоким уровнем смертности младенцев, рожденных не у врачей. 
Есть еще и третья категория мамашек - сторонницы кесарева сечения. Их основные аргументы  - "не хочу терпеть боль" и "зачем мучить малыша". Бедняжки не понимают, что кесарево - это полноценная полостная операция, с большим количеством медикаментов и не самыми лучшими ощущениями после. Причем, одинаково тяжело после операции и маме, и малышу. Но, увы, в последнее время все больше желающих отдаться в руки хирургов.
В любом случае, самое важное - что каждый может выбрать по вкусу, вере и убеждениям свой способ появления на свет детей.
КОММЕНТАРИЙ Елена Дубовикова, акушерка, инструктор групп предродовой подготовки, член Ассоциации консультантов естественного вскармливания (АКЕВ).
Сегодня не подвергается сомнению тот факт, что для мамы и для малыша наилучшим вариантом являются естественные роды. При этом замечательно, если женщине обеспечивается возможность свободного поведения в родах. То есть будущая мама сама может выбрать в какой позиции ей легче переживать схватки, и где (в воде или на суше), а так же как удобнее тужиться. Часто в этом случае может и не понадобиться дополнительной стимуляции или других медикаментозных вмешательств. Однако, если в родах возникает такая необходимость, не стоит противиться действиям врача или акушерки.
И еще. К естественным родам стоит быть подготовленной, научиться методам самообезболивания, родовому дыханию, массажу и даже «пению» вместо крика лучше заранее.

Не будить и не кормить.

Самый большой объем правил и разночтений между поколениями, похоже, относятся к первому году ребенка. 
Начнем с кормления. Бабушки считают, что беременной и кормящей маме нужно "есть за двоих", побольше калорийного, молочного, жирного. Современные же родительницы (и, кстати, врачи) придерживаются противоположного мнения - разработаны специальные диеты для беременных, для кормящих, для младенцев. 
Разногласия есть и по времени кормления. Наши бабушки и мамы кормили строго по часам. До сих пор многие с ужасом вспоминают, как кричал по ночам голодный младенец, а мама сидела и смотрела на часы и нервно ждала, когда наступит "время Х". Сейчас же малышей прикладывают к груди в любое время дня и ночи. Хотя, надо отметить, что от графика питания негрудного ребенка никто не отказывается - и от завтрака до ужина есть четкое расписание по часам. 
Еще одна причина споров - возраст. До скольки месяцев или лет кормить грудным молоком. Раньше считалось, что и трех месяцев достаточно, теперь же зачастую кормят до трех лет. 
Баночное питание и смеси - тема отдельных споров. Причем, не только между поколениями, но и между сторонниками "естественного" и, скажем так, "современного". "Естественники" покупают (а то и выращивают) только натуральные овощи и фрукты, готовят сами пюре, не дают детям сладкого, соленого, печеного, зачастую - мясного и даже молочного. 
Те же, кто предпочитает таки использовать блага цивилизации, используют и баночное питание, и кашу в коробках, и молочные смеси. 
Вообще, основная тенденция в том, что ребенок должен быть как можно ближе к маме. Отсюда и слинги или рюкзачки, в которых удобно носить и возить с собой малышонка. Это же повлияло на детский и семейный туризм - теперь летают даже с грудничками, не боясь менять климат и временной пояс. Мамы стали самостоятельнее, смелее, активнее. Стало очевидным, что грудное молоко - лучшая еда для ребенка, а мама - лучший доктор, и няня, и воспитатель для малыша. 
С другой стороны, больше самостоятельности, возможности выбора и своего мнения появляется и у детей. Дети могут выбирать, что они будут есть, во что одеваться, чему учиться. Теперь никто их не кормит насильно ("ну еще ложечку за маму и за папу"!), никто не будит их по времени, как это делают бабушки ("что он ночью будет делать?!"). 
КОММЕНТАРИЙ Лучко Ольга, семейный системный и перинатальный психолог, психолог-педагог, инструктор групп предродовой подготовки, эксперт проекта "Мамина школа".
Главным «трендом» последнего десятилетия в области взращивания детей является естественность. А именно призыв вернуться к природе и не пытаться улучшить то, что прекрасно себя зарекомендовало на протяжении предыдущих тысячелетий.
Сегодня актуальны рекомендации кормить грудью не по режиму, а по требованию, начинать прикармливать малыша тем, что едят родители (предполагается, что это здоровое натуральное питание, а не чипсы и пиво), заканчивать грудное вскармливание тогда, когда ребенок готов к этому, и вообще быть ближе к малышу и чутко реагировать на его потребности.
Здравый смысл этих советов подтверждают и современные исследования ВОЗ.

Игрушки vs дивайсы.

Первое, что приходит на ум, когда наблюдаешь за изменениями в играх и игрушках детей, это две вещи: как много стало дивайсов (игрушечных мобильных телефонов, компьютеров, роботов) и как много стало вообще игрушечного, прямо скажем, в избытке. Старшее поколение это, несомненно, возмущает - мол, нас растили с пластмассовыми пирамидками, пупсами и кубиками, и хватало. Современные родители, в большинстве случаев, относятся к этому спокойно, понимая, что современный мир и мамина-папина занятость диктуют свои правила. Всегда проще дать ребенку айпад с мультиками и спокойно посидеть за компьютером, дописывая срочный отчет или статью. 
Но попробуем посмотреть на вопрос шире. Ведь изменились не просто игрушки, изменилась среда, окружение ребенка. Вспомните убогие железные советские площадки во дворе. А мебель и оформление детских садов и школ? А спорт? Эти жуткие уроки физкультуры на "козлах" и шведских стенках... Теперь дети живут и играют в совсем другой среде обитания - детские площадки самые разнообразные, спортивных увлечений масса - даже малыши уже катаются на роликах и всяких штуках. 
Современные средства связи, активное информационное пространство, другие скорости жизни - все это дает совсем иную картину мира. И, очевидно, что игры и игрушки - это инструменты детского познания мира, освоения его.
КОММЕНТАРИЙ Антонины Цицулиной, директора Ассоциации индустрии детских товаров, руководителя рабочей группы Координационного совета при Президенте РФ по Национальной стратегии действий в интересах детей.
Когда мы смотрим на новые игрушки, мы понимаем, как меняется поколение. В России сейчас это особенно видно -  постперестроечные родители начали рожать - и у них все по-другому. Возникают новые среды, новые инфраструктуры для детей.  И, конечно, возникают новые типы игр и игрушек. Игрушки вчерашние - это культурное наследие. Игрушки сегодня - это новая среда, новый мир и навыки в нем. Важно, чтобы дети играли и в исконно русских матрешек, и в современных роботов - должна быть вариантивность, не надо их ограничивать.

Раннее развитие, анскулинг, семейное образование.

Все больше современных родителей начинают учить детей буквально с пеленок. Развивающих методик - масса. От кубиков Зайцева до Монтессори. Это, конечно, серьезные новшество. Ибо наши бабушки и мамы считали, что детей должны учить в садике и школе, и никак не раньше. 
Сейчас уже с двух месяцев водят на плавание (старорежимные врачи и родители до сих пор от этого падают в обморок), с пяти месяцев - учат английский и чтение, а уж когда ребенок встал на ноги, то там уже полный набор предметов и занятий. 
Ну а дальше по нарастающей. Современный школьник посещает основную школу, две-три дополнительных (спорт, музыка, язык). Выезжает в образовательные лагеря, по выходным посещает курсы профессионального самоопределения, на которых постигает азы современных профессий. 
Мало того, нынешние школьники все познают опытным путем: географию они учат в путешествиях, языки по скайпу, физику в Экспериментариумах и Изобретариумах. 
Бабушки сокрушаются: "бедные дети, совсем их детства лишили". А дети, похоже, и не страдают вовсе. По крайней мере, выглядят они совершенно довольными.
Все больше родителей предпочитают так называемый "анскулинг": дети обучаются на дому. Причем, все чаще такие родители объединяются и создают семейные образовательные центры, что дает детям хорошее образование, общение, и при этом, приятную психологическую обстановку.
КОММЕНТАРИЙ Татьяны Ковалевой, директор Ассоциации тьюторов России, профессор МГУ, член Попечительского совета школы "Золотое сечение":
Помимо анскулинга, семейного образования и прочего, серьезные изменения происходят и в базовой школьной практике. Например, уже несколько лет в школах страны введена новая позиция под названием "тьютор". Попросту говоря, наставник. Он поможет ученику понять, какие требования предъявляет выбранная молодым человеком профессия и какие навыки необходимо приобрести (изучать иностранные языки, тренировать вестибулярный аппарат и пр.), чтобы двигаться по выбранной траектории вперед или выбрать что-то другое. Главная функция тьюторов - сопровождение. в этом смысле, нельзя сопровождать стоящего, а только идущего. Вообще, полноценную профессиональную подготовку в школах и ВУЗах уже невозможно осуществлять без тьюторского сопровождения. Только взрослый и специально обученный человек сможет помочь ученику получить знания на стыке разных дисциплин, а это очень важно для того, чтобы быть успешным в современном мире.

Как изменился детский мир.

А в целом, если говорить о глобальных изменениях, то, заметим, что, помимо игрушек, площадок, дивайсов и школ, поменялось многое и в самих людях.
Например, мы стали гораздо более лояльны и терпимы к людям с ограниченными возможностями. Да что там говорить - раньше вообще никто слыхом не слыхивал, что есть дети-инвалиды. А теперь есть инклюзивное образование, специализированные  детские площадки, куклы-инвалиды, масса передач, статей и фильмов на ТВ. Наши дети знают, что все люди - разные. И что это - нормально.
Изменились и родители. Благодаря интернету возникли родительские сообщества - теперь совет можно спросить у десятков других мам и пап, у множества специалистов. А не только у своей мамы или соседки.
Родители объединяются, создают проекты, учат и воспитывает своих детей сами. 
Они общаются с родителями из других стран, перенимают опыт и передовой технологии.
Хотя, конечно, никто не отменял старых добрых традиций. И если мы или дети заболели, мы по-прежнему, пьем чай с малиной и надеваем теплые вязанные носки, которые с такой заботой связала нам бабушка...
КОММЕНТАРИЙ Светланы Павловой, генерального директора интернет-сервиса "Дистанционный репетитор", куратор проекта "Дети учат детей", эксперт ЕГЭ, эксперт Парламентского центра  "Наукоемкие технологии, интеллектуальная собственность" Государственной Думы, эксперт рабочей группы "Доступность качественного обучения и воспитания, культурное развитие и информационная безопасность" Координационного совета при Президенте РФ .
Современный цифровой мир изменяет  характер  человеческих взаимоотношений, взгляды, привычки, образ мышления. Люди иначе воспринимают  информацию и работают с ней, визуализация информации  важнее текстов и слов. Дети перенасыщены эмоциональными и визуальными образами и хуже воспринимают текстовую информацию.
Система образования не успевает подстраиваться под новые запросы, но изменения неизбежны. Педагоги объединяются в сообщества и ищут эффективные способы обучения. Дети цифрового поколения к такому не готовы просто сидеть за партой и слушать учителя. Они хотят учиться активно и творчески: делиться своими мыслями, воплощать в жизнь свои идеи, использовать сетевое пространство для получения всей интересующей их информации. Проект «Дети учат детей» показывает нам, как хотели бы учиться современные дети. Наша задача уберечь их от опасностей, с которыми они смогут встретиться в интернете, привить им культуру поведения в сети.

                                                                 Нина Добрынченко-Матусевич