Глядя на сегодняшних молодых мам и пап и их детишек, отчетливо понимаешь, что система воспитания, образования и лечения детей наших мам кардинально отличается от того, что практикуем мы сейчас. С помощью экспертов и современных родителей разберемся - что именно изменилось и почему?
Мир стремительно меняется, и то, чем еще вчера наши мамы лечили нас, сегодня уже не подходит для наших детей. Поэтому так важно иметь возможность обратиться к опытным врачам-профессионалам.
Я желаю "Академии здоровья" и ее пациентам здоровья и удовольствия от жизни!
Нина Добрынченко-Матусевич, автор журнала "Домашний очаг"
Было - стало. Новые правила и методы в воспитании детей.
Глядя на сегодняшних молодых мам и пап и их детишек, отчетливо понимаешь, что система воспитания, образования и лечения детей наших мам кардинально отличается от того, что практикуем мы сейчас. С помощью экспертов и современных родителей разберемся - что именно изменилось и почему?
Современный аист.
Начнем с самого начала - с зачатия малыша. Если раньше считалось, что ребенок становится человеком, в лучшем случае, с года, а то и позже, то теперь считается мыслящим существо, приходящее к тебе уже в виде самого крошечного эмбриона.
Поэтому многие современные люди, собравшись обзаводиться потомством, тщательно готовятся к зачатию: кто-то держит пост или специальную диету, кто-то молится или едет в индийский ашрам, другие пары занимаются психологическими упражнениями для будущих родителей. В любом случае, считается вполне нормальным готовиться к будущей беременности.
Не менее важным считается и сам период беременности. Будущая мама - это уже не просто инкубатор для вынашивания младенца, а эмбрион - некое тельце, тупо растущее. Теперь считается, что ребенок внутри все понимает и чувствует. Мало того, его развитие и здоровье напрямую зависит от мыслей и действий будущей (хотя в этом контексте, скорее "настоящей", а не "будущей") мамы.
Поэтому вот уже добрый десяток лет пользуются успехом программы по внутриутробной педагогике и развитию младенца в период беременности мамы.
КОММЕНТАРИЙ профессора Светланы Л. Островской, руководителя Семейного Центра Островской, автора метода подготовки к беременности, к вертикальным родам и ведения вертикальных родов, а также автор программы внутриутробная педагогика.
Эмоциональный и физический потенциал будущего поколения людей закладывается до беременности и в период внутриутробного развития ребенка1в. В связи с этим очень важно уделять внимание ребёнку пока он находится внутри утробы матери. Что же такое внутриутробная педагогика? Это образовательная и познавательная программа – родители получают знания о том, как в деталях происходит процесс зарождения новой жизни от самого ее начала и про ее поэтапное развитие, как на разных этапах можно развивать и общаться с еще не рожденным ребёнком, как не навредить будущему человеку с самого момента его зачатия. Это программа развивающая и воспитательная. Специально разработанные внутриутробные игры создают основу для формирования контакта родителей с ребенком. Контакт мать-отец-ребенок начинается с внутриутробного периода, что дает прекрасное взаимопонимание всей семье, как в период ожидания малыша, так и после его рождения. Наступает сплочение семьи. Это развлекательная, весёлая программа, которая даёт эмоциональную разрядку и отдых всей семье, а самое главное погружает на несколько часов в неделю взрослых людей в мир детства. Все будущие мамы и папы, прошедшие курс внутриутробной педагогики в нашем Центре, видели прекрасные результаты – сами родители стали ближе друг к другу, лучше стали друг друга понимать, их детки родились и растут очень здоровыми, активными, хорошо развитыми, общительными.
Роды в воду, стоя, сидя и кесарево.
Наши мамы выбора не имели - всех везли в стандартный советский родильный дом, клали на кровать и заставляли рожать так или иначе. Не считалось ужасным надавить посильнее на живот роженицы, относиться к ней с не самым большим пиететом, разрезать - зашить и отправить в казенную палату, а малыша - в детскую под присмотр педиатра и нянечек. Считалось, что стерильность - наше все, грудь кормящим мамам мазали зеленкой, а младенцев держали в общественных пеленках и кормили из бутылки с рождения.
Теперь есть масса систем родовспоможения: от совместных родов с мужем в роддоме, до морских волн и домашней ванны. Сторонники домашних родов и так называемых "естественных" (например, вертикальных - когда маму не кладут, а как бы садят и эта поза считается более нормальной для роженицы) рассказывают ужасы про родильные дома и извергов-врачей, которые по ходу дела вкалывают и маме, и малышу кучу ненужной химии. В свою очередь, те, кто "за" больничные палаты, стращают высоким уровнем смертности младенцев, рожденных не у врачей.
Есть еще и третья категория мамашек - сторонницы кесарева сечения. Их основные аргументы - "не хочу терпеть боль" и "зачем мучить малыша". Бедняжки не понимают, что кесарево - это полноценная полостная операция, с большим количеством медикаментов и не самыми лучшими ощущениями после. Причем, одинаково тяжело после операции и маме, и малышу. Но, увы, в последнее время все больше желающих отдаться в руки хирургов.
В любом случае, самое важное - что каждый может выбрать по вкусу, вере и убеждениям свой способ появления на свет детей.
КОММЕНТАРИЙ Елена Дубовикова, акушерка, инструктор групп предродовой подготовки, член Ассоциации консультантов естественного вскармливания (АКЕВ).
Сегодня не подвергается сомнению тот факт, что для мамы и для малыша наилучшим вариантом являются естественные роды. При этом замечательно, если женщине обеспечивается возможность свободного поведения в родах. То есть будущая мама сама может выбрать в какой позиции ей легче переживать схватки, и где (в воде или на суше), а так же как удобнее тужиться. Часто в этом случае может и не понадобиться дополнительной стимуляции или других медикаментозных вмешательств. Однако, если в родах возникает такая необходимость, не стоит противиться действиям врача или акушерки.
И еще. К естественным родам стоит быть подготовленной, научиться методам самообезболивания, родовому дыханию, массажу и даже «пению» вместо крика лучше заранее.
Не будить и не кормить.
Самый большой объем правил и разночтений между поколениями, похоже, относятся к первому году ребенка.
Начнем с кормления. Бабушки считают, что беременной и кормящей маме нужно "есть за двоих", побольше калорийного, молочного, жирного. Современные же родительницы (и, кстати, врачи) придерживаются противоположного мнения - разработаны специальные диеты для беременных, для кормящих, для младенцев.
Еще одна причина споров - возраст. До скольки месяцев или лет кормить грудным молоком. Раньше считалось, что и трех месяцев достаточно, теперь же зачастую кормят до трех лет.
Баночное питание и смеси - тема отдельных споров. Причем, не только между поколениями, но и между сторонниками "естественного" и, скажем так, "современного".
"Естественники" покупают (а то и выращивают) только натуральные овощи и фрукты, готовят сами пюре, не дают детям сладкого, соленого, печеного, зачастую - мясного и даже молочного.
Те же, кто предпочитает таки использовать блага цивилизации, используют и баночное питание, и кашу в коробках, и молочные смеси.
Вообще, основная тенденция в том, что ребенок должен быть как можно ближе к маме. Отсюда и слинги или рюкзачки, в которых удобно носить и возить с собой малышонка. Это же повлияло на детский и семейный туризм - теперь летают даже с грудничками, не боясь менять климат и временной пояс. Мамы стали самостоятельнее, смелее, активнее. Стало очевидным, что грудное молоко - лучшая еда для ребенка, а мама - лучший доктор, и няня, и воспитатель для малыша.
С другой стороны, больше самостоятельности, возможности выбора и своего мнения появляется и у детей. Дети могут выбирать, что они будут есть, во что одеваться, чему учиться. Теперь никто их не кормит насильно ("ну еще ложечку за маму и за папу"!), никто не будит их по времени, как это делают бабушки ("что он ночью будет делать?!").
КОММЕНТАРИЙ Лучко Ольга, семейный системный и перинатальный психолог, психолог-педагог, инструктор групп предродовой подготовки, эксперт проекта "Мамина школа".
Главным «трендом» последнего десятилетия в области взращивания детей является естественность. А именно призыв вернуться к природе и не пытаться улучшить то, что прекрасно себя зарекомендовало на протяжении предыдущих тысячелетий.
Сегодня актуальны рекомендации кормить грудью не по режиму, а по требованию, начинать прикармливать малыша тем, что едят родители (предполагается, что это здоровое натуральное питание, а не чипсы и пиво), заканчивать грудное вскармливание тогда, когда ребенок готов к этому, и вообще быть ближе к малышу и чутко реагировать на его потребности.
Здравый смысл этих советов подтверждают и современные исследования ВОЗ.
Игрушки vs дивайсы.
Но попробуем посмотреть на вопрос шире. Ведь изменились не просто игрушки, изменилась среда, окружение ребенка. Вспомните убогие железные советские площадки во дворе. А мебель и оформление детских садов и школ? А спорт? Эти жуткие уроки физкультуры на "козлах" и шведских стенках... Теперь дети живут и играют в совсем другой среде обитания - детские площадки самые разнообразные, спортивных увлечений масса - даже малыши уже катаются на роликах и всяких штуках.
Современные средства связи, активное информационное пространство, другие скорости жизни - все это дает совсем иную картину мира. И, очевидно, что игры и игрушки - это инструменты детского познания мира, освоения его.
КОММЕНТАРИЙ Антонины Цицулиной, директора Ассоциации индустрии детских товаров, руководителя рабочей группы Координационного совета при Президенте РФ по Национальной стратегии действий в интересах детей.
Когда мы смотрим на новые игрушки, мы понимаем, как меняется поколение. В России сейчас это особенно видно - постперестроечные родители начали рожать - и у них все по-другому. Возникают новые среды, новые инфраструктуры для детей. И, конечно, возникают новые типы игр и игрушек. Игрушки вчерашние - это культурное наследие. Игрушки сегодня - это новая среда, новый мир и навыки в нем. Важно, чтобы дети играли и в исконно русских матрешек, и в современных роботов - должна быть вариантивность, не надо их ограничивать.
Раннее развитие, анскулинг, семейное образование.
Сейчас уже с двух месяцев водят на плавание (старорежимные врачи и родители до сих пор от этого падают в обморок), с пяти месяцев - учат английский и чтение, а уж когда ребенок встал на ноги, то там уже полный набор предметов и занятий.
Ну а дальше по нарастающей. Современный школьник посещает основную школу, две-три дополнительных (спорт, музыка, язык). Выезжает в образовательные лагеря, по выходным посещает курсы профессионального самоопределения, на которых постигает азы современных профессий.
Мало того, нынешние школьники все познают опытным путем: географию они учат в путешествиях, языки по скайпу, физику в Экспериментариумах и Изобретариумах.
Бабушки сокрушаются: "бедные дети, совсем их детства лишили". А дети, похоже, и не страдают вовсе. По крайней мере, выглядят они совершенно довольными.
Все больше родителей предпочитают так называемый "анскулинг": дети обучаются на дому. Причем, все чаще такие родители объединяются и создают семейные образовательные центры, что дает детям хорошее образование, общение, и при этом, приятную психологическую обстановку.
КОММЕНТАРИЙ Татьяны Ковалевой, директор Ассоциации тьюторов России, профессор МГУ, член Попечительского совета школы "Золотое сечение":
Помимо анскулинга, семейного образования и прочего, серьезные изменения происходят и в базовой школьной практике. Например, уже несколько лет в школах страны введена новая позиция под названием "тьютор". Попросту говоря, наставник. Он поможет ученику понять, какие требования предъявляет выбранная молодым человеком профессия и какие навыки необходимо приобрести (изучать иностранные языки, тренировать вестибулярный аппарат и пр.), чтобы двигаться по выбранной траектории вперед или выбрать что-то другое. Главная функция тьюторов - сопровождение. в этом смысле, нельзя сопровождать стоящего, а только идущего. Вообще, полноценную профессиональную подготовку в школах и ВУЗах уже невозможно осуществлять без тьюторского сопровождения. Только взрослый и специально обученный человек сможет помочь ученику получить знания на стыке разных дисциплин, а это очень важно для того, чтобы быть успешным в современном мире.
Как изменился детский мир.
Например, мы стали гораздо более лояльны и терпимы к людям с ограниченными возможностями. Да что там говорить - раньше вообще никто слыхом не слыхивал, что есть дети-инвалиды. А теперь есть инклюзивное образование, специализированные детские площадки, куклы-инвалиды, масса передач, статей и фильмов на ТВ. Наши дети знают, что все люди - разные. И что это - нормально.
Изменились и родители. Благодаря интернету возникли родительские сообщества - теперь совет можно спросить у десятков других мам и пап, у множества специалистов. А не только у своей мамы или соседки.
Родители объединяются, создают проекты, учат и воспитывает своих детей сами.
Они общаются с родителями из других стран, перенимают опыт и передовой технологии.
Хотя, конечно, никто не отменял старых добрых традиций. И если мы или дети заболели, мы по-прежнему, пьем чай с малиной и надеваем теплые вязанные носки, которые с такой заботой связала нам бабушка...
КОММЕНТАРИЙ Светланы Павловой, генерального директора интернет-сервиса "Дистанционный репетитор", куратор проекта "Дети учат детей", эксперт ЕГЭ, эксперт Парламентского центра "Наукоемкие технологии, интеллектуальная собственность" Государственной Думы, эксперт рабочей группы "Доступность качественного обучения и воспитания, культурное развитие и информационная безопасность" Координационного совета при Президенте РФ.
Современный цифровой мир изменяет характер человеческих взаимоотношений, взгляды, привычки, образ мышления. Люди иначе воспринимают информацию и работают с ней, визуализация информации важнее текстов и слов. Дети перенасыщены эмоциональными и визуальными образами и хуже воспринимают текстовую информацию.
Система образования не успевает подстраиваться под новые запросы, но изменения неизбежны. Педагоги объединяются в сообщества и ищут эффективные способы обучения. Дети цифрового поколения к такому не готовы просто сидеть за партой и слушать учителя. Они хотят учиться активно и творчески: делиться своими мыслями, воплощать в жизнь свои идеи, использовать сетевое пространство для получения всей интересующей их информации. Проект «Дети учат детей» показывает нам, как хотели бы учиться современные дети. Наша задача уберечь их от опасностей, с которыми они смогут встретиться в интернете, привить им культуру поведения в сети.
Нина Добрынченко-Матусевич